Что входит в обязанности маркетолога
Маркетолог занимается анализом текущего состояния рынка. Он изучает наличие конкурентов в определенном сегменте товаров и условия их предложений покупателям. При выявлении маркетологом свободной ниши, им выносится решение о возможности ее заполнения продукцией своей компании. Специалист изучает потребительский спрос и возможности его удовлетворения.
Проведение анализа рыночного состояния - это лишь одна из целей маркетолога. После определения категории покупателей, на которую обязана полагаться его компания, он приступает к разработке ее специальной стратегии. В нее входит подготовка ассортиментного перечня изделий, формирование их стоимости, реклама, проведение акций и мероприятий по взаимодействию с потребителями.
Чтобы привлечь покупателей к товарам фирмы, необходимо осуществить ряд комплексных мер. При этом не только непосредственно услуги и изделия обязаны отвечать потребностям клиентов. Следует также сформировать положительную репутацию предприятия на рынке. Работа маркетолога заключается в создании и поддержке хорошего имиджа организации.
Специалист не способен самостоятельно заниматься узкопрофильными задачами по применению определенных инструментов маркетинга. Он выполняет их разработку с целью последующей передачи другим сотрудникам компании. Однако для возможности принятия грамотных решений, он обязан владеть всеми навыками в своей области деятельности.
В задачи специалиста входит:
• Изучение положения на рынке сбыта.
• Исследование ЦА - основные интересы, место проживания, доход, половая и возрастная категория.
• Изучение маркетинговых стратегий конкурирующих компаний.
• Создание ассортиментного перечня товаров.
• Формирование ценовой политики совместно с остальными сотрудниками фирмы.
• Изучение эффективности используемых рекламных компаний.
• Повышение объемов реализации продукции посредством специальных акций и привлекательных предложений.
• Подготовка рекламных мероприятий.
• Разработка мер по увеличению имиджа компании среди потребителей.
• Подготовка предложений с новейшей рекламой, в зависимости от ранее принятых ошибочных решений.
Маркетолог при осуществлении своих рабочих обязанностей активно взаимодействует с сотрудниками компании различных профилей:
• Продакт-менеджерами.
• Аналитиками.
• Бренд-менеджерами.
• Дизайнерами.
• SMM- и SEO-специалистами.
• Мерчендайзерами.
• Копирайтерами.
Профессиональные требования к маркетологу
Специалист обязан обладать навыками эффективного использования инструментов маркетинга и способами продвижения товаров за счет офлайн и онлайн каналов. Он должен четко понимать общие рыночные отношения и специфику отдельных его областей.
Маркетолог должен соответствовать специальным требованиям, которые предъявляются к его индивидуальным способностям. Такой специалист обязан обладать коммуникабельностью, так как при осуществлении своих рабочих обязанностей он тесно взаимодействует с руководителями, сотрудниками своей и других компаний. Он должен обладать высокими аналитическими навыками и способностью представить себя на месте покупателя.
Плюсы и минусы профессии
Термин «маркетолог» в последнее время часто фигурирует в различных информационных источниках. Данная профессия является актуальной и пользуется повышенным спросом.
Это связано с множеством ее преимуществ:
• Значительным числом предложений от работодателей. Востребованность в таких специалистах постоянно возрастает. Они необходимы в различные организации и предприятия.
• Возможностью раскрытия своих способностей. При разработке мероприятий по продвижению бизнеса необходимо обладать умением генерации, подготовленных для этого оптимальных решений.
• Большие возможности для индивидуального развития. Маркетинговая сфера включает ряд специализаций и направлений, которые быстро осваиваются способом самообразования.
• Карьерный рост. Маркетолог может создать отличную карьеру в своей компании или, накопив многолетний опыт, перейти в другую фирму, где имеются оптимальные условия работы.
Недостатки профессии маркетолога:
• Большая конкуренция. Данная профессия широко востребована. Каждый год ряды таких специалистов пополняются за счет их выпуска из университетов или обучающих курсов.
• Требование регулярного повышения навыков. Это связано с постоянным развитием маркетинговой стратегии, ее инструментов, образования различных источников по продвижению товаров посредством интернета и возможностей проведения рекламных мероприятий. Их необходимо контролировать, внедрять в рабочие процессы и использовать в реальности.
• Комплекс задач. Такая профессия не годится для тех, кто не имеет навыков по решению одновременно многих проблемных вопросов.
• Большие ожидания от маркетолога. Руководители организаций требуют от специалиста оперативных решений и эффективных результатов.
При их неоправданности вся ответственность, как правило, возлагается именно на маркетолога. Поэтому такие события следует предвидеть заранее.
Где можно отучиться на маркетолога
Профессии маркетолога обучают во многих вузах различной специализации - транспортной, строительной, гуманитарной и экономической. Для этого применяются определенные профильные программы.
Необходимо подавать документы на профильное направление «Менеджмент» или «Торговое дело» с обучением специальных программ, которые связаны с данной квалификацией.
При поступлении в вуз требуется передать в приемную комиссию результаты ЕГЭ по таким школьным предметам:
• Русскому языку.
• Истории или обществознанию.
• Математике.
• В отдельных вузах - по иностранному языку, информатике и географии.
Обучение можно проходить в очно-заочной или очной форме. Заочно обучаться могут лишь абитуриенты на базе первого высшего образования.
Выпускники вузов с дипломом бакалавра имеют возможность дальнейшего продолжения учебы в магистратурах по специализации «Торговое дело» или «Менеджмент». В них можно более подробно изучать промышленный, финансовый, корпоративный, международный и инновационный маркетинг, за счет использования определенных программ.
Где можно работать маркетологом
Основным местом деятельности такого специалиста является отдел маркетинга какой-либо компании. Маркетологи постоянно требуются на производственные предприятия, в торговые фирмы и организации различной сферы деятельности. Компании могут нанять одного специалиста или команду маркетологов. Это зависит от масштаба их деятельности.
Также можно устроиться по специальности в маркетинговые агентства. Они сотрудничают с организациями, в которых отсутствует штатная единица маркетолога. Такие агентства бывают различных видов. Они могут быть специализированными, с оказанием лишь нескольких услуг или с предоставлением их полного цикла. Во втором варианте такие агентства занимаются сопровождением организации по всем направлениям стратегий маркетинга - от их разработки до анализа эффективности результатов всех мероприятий.
Какой доход у маркетолога
Заработная плата маркетолога в основном зависит от разновидности и масштаба компании, в которую он устроился на работу. Это может быть:
• Маркетинговое агентство.
• Корпорация.
• Малый бизнес.
Также большое значение имеет место проживания и опыт специалиста. В Москве и крупных городах доходы намного выше по сравнению с небольшими населенными пунктами. При этом прибыль нового сотрудника будет значительно ниже по сравнению с опытным профессионалом, который обладает многолетним наработанным стажем в этой сфере деятельности.
Средний показатель дохода маркетолога в 2022 году составил:
• В Москве: от 40 тыс. руб. до 120 тыс. руб.
• В регионах РФ: от 25 тыс. руб. до 90 тыс. руб.
Но необходимо учитывать, что приведенные значения являются условными. Главная задача специалиста заключается в успешном продвижении организации в интернете. По этой причине многие маркетологи могут быстро найти данную вакансию с возможностью осуществления своей деятельности удаленно.
Первоочередной целью каждой компании является повышение ее доходов. Маркетолог оказывает помощь организации в этом, за счет грамотно разработанной стратегии сбыта товаров и повышения уровня взаимодействия с потребителями. Поэтому такие специалисты пользуются большим спросом на трудовом рынке.
Профессия маркетолога является перспективной. Это связано, прежде всего, с развитием инновационных технологий в цифровой экономике, что создает большие возможности для расширения маркетинговых стратегий. При этом увеличивается спрос на маркетологов, которые способны изучать и использовать новейшие подходы в своей деятельности.