К вложениям определяют следующие расходы:
1. Заработная плата с учётом налогов.
2. Непосредственное производство товара.
3. Затраты на упаковку для транспортировки.
4. Начальные вложения в компанию.
5. Аренда помещения (склада, магазина, салона).
6. Покупка специализированного оборудования и возможных сервисов (первичная уборка, дезинсекция).
7. Маркетинговые затраты (реклама).
8. И многое другое, что может быть отражено в смете.
Для чего используется данный показатель?
ROI отлично помогает продемонстрировать коэффициент денежных средств, возвращаемых с рекламных кампаний – для оценки их эффективности.
Также данный показатель позволяет рассчитать, через какой промежуток времени новая компания, программа, приложение начнёт себя окупать и приносить дополнительный доход.
Обязательным является расчёт коэффициента рентабельности в случае вложений в акции, облигации, стартапы.
Зачем вообще его считать?
Подобный коэффициент используется для принятия решения об инвестировании – не будет ли покупка «пустой», насколько велик шанс получения прибыли. То есть, благодаря одному этому показателю решается, стоит ли продолжать производство, вкладываться в определённый продукт или изменять пути развития (в частности, рекламные кампании).
Простыми словами, расчет коэффициента рентабельности дает возможность понять, насколько быстро получится добиться прибыли, и насколько большой она будет в зависимости от размера вложенных средств.
Принято считать, что большой коэффициент рентабельности приравнивается к успешности бизнеса.
Помимо ROI специалистами используются ещё несколько показателей для оценки рентабельности инвестиций: ROMI (Return Of Marketing Investment, коэффициент возврата на маркетинг) и ROAS (Return On Advertising Spend, коэффициент возврата на продвижение).
Для того чтобы лучше понять систему с коэффициентами, лучше разобрать настоящий пример с инвестициями в акции.
Предположим, что инвестором была вложена некоторая сумма в акции. Причём в марте их стоимость составляла 5 долларов. Ежемесячно инвестор получал дивиденды – 0,2 доллара. При этом в июне произошёл скачок цены акции до 25 долларов. Теперь нужно рассчитать прибыль:
Чистый доход + Дивиденды = (25 - 5) + (0,2 х 4) = 20,8 долларов
Здесь мы имеем (25 - 5) – сумма дохода за одну акцию;(0,2 x 4) — это дивиденды за 4 месяца.
ROI в таком случае получается равен:
ROI = 20,8 / 5 = 4,16 (416%)
Получается, что показатель ROI очень высокий – сделка была крайне выгодная, и сумма, вложенная в акции, окупилась 4 раза. Однако не всегда большие значения ROI ведут к большой прибыли.
Теперь предположим, что существует две компании: Омега и Гамма. Каждая из них занимается продажами в одной и той же сфере. Если не брать расходы на маркетинг, то возможные показатели будут следующие:
Омега. Начальные вложения - 2 500 рублей, выручка 7 500 рублей. Полученная чистая прибыль: 7 500 - 2 500 = 5 000 рублей. Рассчитывается коэффициент ROI: 5 000 / 2 500 = 2 (200%).
Гамма. Начальные вложения - 15 000 рублей, выручка 24 750 рублей. Полученная чистая прибыль: 24 750 - 15 000 = 9 750 рублей. Рассчитывается коэффициент ROI: 9 750 / 15 000 = 0,65 (65%).
В результате расчетов получается, что у компании Омега коэффициент рентабельности в несколько раз выше. Однако компании Гамма удалось получить большую выручку и реализовать большее количество товаров.
Если значение ROI не превышает 100%, это не значит, что компания убыточна и стоит задуматься над прекращением её деятельности. Наоборот, нужно задуматься над улучшением и оптимизацией производства, а также подключением маркетинговых кампаний. За счёт этого коэффициент рентабельности вырастет.
Относительно компании Омега можно сказать, что с увеличением вложений коэффициент может разительно снижаться – всё из-за того, что выручка будет оставаться на том же уровне. Это значит, что даже большой ROI призывает к организации и улучшению производительности бизнеса.
К тому же ROI не статичен и не привязан к внешним факторам, таким как кризис или временные вмешательства в рабочий процесс. На него можно и нужно опираться только в том случае, когда есть уверенность в долгосрочных инвестициях (бизнес, облигации, ценные металлы).